🚀 Как запустить свой стартап? Инструкция от Бизнес-школы МФТИ.
90% запущенных проектов так и не доходят до первой выручки. В чём причина? На самом деле, в отсутствии системности: предприниматели делают хороший продукт, но не тестируют гипотезы или не общаются с клиентами. Это особенно актуально в сферах EdTech и IT, где требования к продукту высоки с самого старта. Мы расскажем, какие конкретные шаги нужно делать, чтобы запустить свой стартап с минимальными ошибками. И, главное, поделимся, где искать ту самую среду для развития технологического бизнеса.
Оглавление 5 шагов, с которых нужно начать:
1. Найдите реальную проблему.
2. Изучите конкурентов и рынок.
3. Создайте минимально жизнеспособный продукт.
4. Соберите обратную связь.
5. Привлекайте инвестиции друзей на самом старте!
Итак, резюме. С чего начинать стартап?
5 шагов, с которых нужно начать:
  1. Найдите реальную проблему.
Другими словами, боль своего клиента. Что действительно беспокоит вашу целевую аудиторию? Какая у них проблема, какой запрос? Для чего им ВАШЕ решение?
💡 Лайфхак: проводите кастдевы — персональные интервью для выявления потребностей клиента. Обычно их недооценивают, ошибочно полагая, что пользователи ничего не расскажут. Однако именно кастдевы помогают выявить проблему. Узнав о ней, вы сможете протестировать идею или прототип продукта на потенциальной ЦА, и понять, насколько продукт будет востребован.
Проведите 10–20 глубинных интервью с целевой аудиторией. Спросите, что у них не работает, где устают, чего боятся, на что жалуются коллегам или друзьям. Если какое-то количество человек говорят одно и то же, это знак, что вы движетесь в нужном направлении.
2. Изучите конкурентов и рынок.
Очевидный шаг, который почему-то пропускают многие стартаперы) Все уверены, что и так всё знают. Но, как в случае и с предыдущим пунктом, вы на самом деле НЕ знаете, что нужно вашим клиентам. Наверняка могут сказать только цифры и факты: какие преимущества у ваших конкурентов, какие слабые места, какие отзывы пользователей это подтверждают или опровергают.
💡 Лайфхак: регулярно следите за лидерами сферы вашего бизнеса. Какие решения они внедряют? Как общаются с аудиторией и как решают их запросы? Помните, что в бизнесе мы не изобретаем велосипед, а адаптируем уже существующие решения на рынке.
3. Создайте минимально жизнеспособный продукт.
MVP достаточно для первичного тестирования на близких людях или знакомых из сферы. Он может решать только одну проблему и представлять из себя маленький лендинг или телеграм-бот. Не пытайтесь гнаться за идеальной версией сразу: «сырой» прототип нужен, чтобы протестировать гипотезу и дать пользователю попробовать ваше решение. MVP поможет собрать первичную обратную связь и понять, как действовать дальше. В общем, не перегружайте первый релиз ненужными функциями. Выделиться среди конкурентов вы ещё успеете.
4. Соберите обратную связь.
Отзывы — наше всё! Только пользователи смогут рассказать честно, что им понравилось, а где продукт подкачал. Поэтому постоянно собирайте отзывы. Как это сделать?
💡 Лайфхак: создавайте короткие анкеты с ключевыми вопросами. Например, что очень понравилось, что было неудобно и пожелания. Вообще многих пользователей отталкивает волонтёрская работа в виде прохождения опросов, поэтому старайтесь стимулировать их небольшой скидкой или бонусом (например, чек-лист в подарок или полноформатный продукт по специальной цене).
5. Привлекайте инвестиции друзей на самом старте!
Большим инвесторам мало красивого питча, нужны реальные цифры: растущая выручка, понятная стоимость привлечения клиента и LTV.

💡 Лайфхак: на ранних стадиях средства можно привлечь от категории людей friends, family and fools — родственники, друзья и ближайшее окружение — они готовы поддерживать вас и ваши амбиции. Также можно обращаться к бизнес-ангелам — венчурным инвесторам, дающим финансовую и экспертную поддержку компаниям на ранних этапах развития. И не забывайте про бизнес-акселераторах и грантах.
Кстати о последних👇🏻
Нам обучение в магистратуре Бизнес‑школы МФТИ выдаются гранты на обучение. Недавно прошёл финал TechLead Battle при поддержке Сбера, где ребята соревновались в командах и показывали умение решать нестандартные задачи. В результате, целых 9 человек получили гранты на 100% стоимость обучения на программу «Запуск высокотехнологичных продуктов»🔥
Почему мы убеждены, что поступление в магистратуру Бизнес-школы — это такой же важный шаг для предпринимателей перед запуском собственного бизнеса?
  • Каждый студент выпускается со своим стартапом: не просто с идеей, а с готовым проектом и шагами, что дальше делать и на какие грабли не наступать.
  • Поддержка от преподавателей на всех этапах: от знания рынка и продуктовой стратегии до привлечения инвесторов и партнёров.
  • Среда технологического предпринимательства: окружение, где каждый понимает специфику EdTech. С вами учатся такие же амбициозные ребята, которые хотят построить большие корпорации!
  • А также возможность работать над запуском продуктов в передовых подразделениях технологичных корпораций или строить свой бизнес.
Для тех, кому интересно обучение в эффективной среде и с крутыми результатами — приходите на День открытых дверей 8 августа в Сбере. Зарегистрироваться можно по ссылке.
Итак, резюме. С чего начинать стартап?
1. Выявляем реальные боли целевой аудитории (например, с помощью кастдевов);
2. Анализируем рынок и следим за конкурентами регулярно, адаптируя их решения;
3. Запускаем неидеальную первую версию — MVP;
4. Собираем реальные отзывы пользователей;
5. Привлекаем инвестиции friends, family and fools;
6. Поступаем в магистратуру Бизнес-школы МФТИ (по возможности).
Если понравилась статья, поставьте лайк и поделитесь в комментариях, какой важный шаг мы упустили? Пообщаемся с вами :)