Геймификация в бизнесе: как заставить игровые механики приносить прибыль?

Клиенты не просто покупают продукт, а «прокачивают» свои аккаунты. Сотрудники не просто выполняют KPI, а хотят возглавить рейтинг отдела и получить бонус от руководства. И всё это построено на принципах геймификации. Сегодня расскажем, как компании внедряют в свой бизнес игровые механики и почему это мощный инструмент для получения прибыли, который вам точно нужен!

P.S. Советы и описанный ниже опыт актуальны как для корпораций, так и для небольших технологичных стартапов. В особенности для вторых — вы можете на старте заложить это в дизайн CJM (Customer Journey Map). А теперь — к делу!
Немного о геймификации
Не переживайте, геймификация не равно полноценная игра типа Subway Surf или Minecraft, но этот процесс подразумевает внедрение игровых элементов и механик (бонусы, очки, рейтинги, награды, квесты) в неигровых контекстах для повышения вовлечённости, мотивации и лояльности пользователей (и сотрудников, кстати, тоже)

То есть, вам не нужно нанимать разработчиков AAA-игр, чтобы внедрить её в свой стартап. Речь идёт о тонкой интеграции психологии игры в существующие бизнес-процессы: маркетинг, продажи, HR или обучение. Если коротко, то это способ сделать рутинные действия более увлекательными.
Почему это работает?

На самом деле, во всём виновата человеческая природа. Да-да, именно наши базовые потребности и психологические триггеры:

1.Достигаторство

Мы любим видеть результат своих усилий. Поэтому прогресс-бары, переходы на новые уровни и баллы действуют на нас точно так же, как красная тряпка на быка. Они дают ощущение выполненного долга (отсюда выработка дофамина).

2.Конкуренция

Таблицы лидеров, рейтинги в вузах/на работе и сравнение с другими мотивируют нас становиться лучше. Мало кто хочет быть последним. (Да, зумеры всё чаще отрицают конкуренцию как мотиватор двигаться вперёд, но тем не менее, в бизнес-процессах соперничество работает очень хорошо)

3.Вознаграждение

Получение очков, виртуальной валюты или реальных скидок за целевые действия закрепляет позитивное поведение. Наш мозг получает дозу дофамина и хочет повторить этот опыт.

С понятием разобрались, теперь давайте посмотрим, как можно внедрить игровые механики в ваш бизнес!
Какие игровые элементы можно использовать в бизнесе?

Очки

Это самый простой и доступный элемент. Начисляйте их за любые полезные действия: регистрацию, первую покупку, написание отзыва, ежедневный вход в приложение.

Значки и достижения

Виртуальные награды за выполнение определённых заданий или достижение рубежей. «Эксперт по отзывам», «Главный по покупкам», «Первопроходец». Они не имеют материальной ценности, но отлично работают на самооценку.

Таблицы лидеров

Это рейтинги пользователей или сотрудников по количеству очков. Идеально подходят для стимуляции продаж или активности в сообществе.
! Важно не демотивировать новичков. Для этого можно создавать разные лиги (например, рейтинг за неделю, рейтинг новичков).

Прогресс-бары

Они наглядно показывают, сколько ещё осталось до цели. Классический пример — заполнение профиля в LinkedIn. Этот незавершённый бар мотивирует пользователя добавить информацию.

Уровни и квесты

Структурируйте путь клиента или сотрудника как серию заданий. «Квест для новичка: соверши первую покупку и получи 100 бонусных очков!». А каждый новый уровень может открывать доступ к эксклюзивным возможностям.

Виртуальная валюта и награды

Разработайте внутреннюю «валюту», которую можно обменять на реальные скидки, товары или услуги. Это создаст целую экономику внутри вашего продукта.

Успешные кейсы

Можно вспомнить множество примеров, когда геймификация идеально вписалась в продукт и вывела его на новый уровень. Мы собрали парочку самых известных и, возможно, даже очевидных ;)
Яндекс.Плюс
Яндекс превратил свою экосистему сервисов в увлекательную игру с помощью «Плюс Дейли». Каждый день пользователям предлагаются простые задания в разных сервисах Яндекса (послушать трек в Музыке, построить маршрут в Картах).
За их выполнение начисляются звёздочки (баллы), которые можно обменять на реальные подарки. В результате люди активнее исследуют и используют разные продукты экосистемы, повышая вовлечённость и средний чек. Отличный пример «бесшовной» геймификации, которая связывает воедино десятки сервисов.
Т-Банк
Банк активно использует геймификацию для повышения финансовой грамотности и лояльности. Например, он регулярно запускает акции с квестами (вспомните 7 заданий, где последним было — поехать в Сочи и совершить покупку минимум на 10 000 рублей), предлагает награды и ачивки за использование разных продуктов. Благодаря игровым элементам клиенты чаще пользуются картой, пробуют новые для себя сервисы (инвестиции, страхование) и воспринимают банк не как скучную финансовую организацию, а как современного и интересного партнёра.
Duolingo
Здесь обучение в целом представлено как игра. Скучное изучение языков превратили в захватывающее состязание. Пользователи зарабатывают очки за правильные ответы, поддерживают «ударный режим» (непрерывную серию занятий), соревнуются в лигах с другими учениками и получают значки. Миллионы людей по всему миру ежедневно заходят в приложение не потому, что «надо», а потому, что не хотят потерять свой прогресс и место в рейтинге. Гениальный способ удержания пользователей, согласитесь?
Nike Run Club
Компания Nike пошла дальше и создала целое приложение, где геймифицировала одиночный вид спорта — бег. Механика очень проста: пользователи отслеживают свои пробежки, получают значки за достижение дистанций (первые 5 км, марафон), соревнуются с друзьями и участвуют в глобальных челленджах. По сути, Nike сформировал целое сообщество, где люди мотивируют друг друга, делятся результатами и, конечно, остаются лояльными бренду, покупая легендарные кроссовки и экипировку. Юные стартаперы, берите на заметку!)
Как внедрить геймификацию в свой стартап?
  • Определите цель. Чего вы хотите достичь? Увеличить удержание клиентов? Повысить средний чек? Мотивировать отдел продаж? Ускорить адаптацию новых сотрудников? Цель должна быть конкретной и измеримой;
  • Опишите свою аудиторию. Кто эти люди? Что их мотивирует? Что для них ценно — соревнование, признание, скидки?
  • Выберите ключевые действия. Какие действия пользователей или сотрудников наиболее важны для достижения вашей цели? Именно их вы и будете поощрять.
  • Начните с MVP. Не пытайтесь сразу создать сложную систему. Внедрите одну-две простые механики. Например, начисляйте баллы за покупки и отзывы или создайте простую страницу с рейтингом;
  • Тестируйте и анализируйте. Запустите вашу систему, соберите данные и отзывы. Что сработало? Что оказалось скучным? Будьте готовы постоянно дорабатывать и улучшать.
Уже задумались о внедрении геймификации в свой бизнес? Пишите в комментариях! Будем рады подискутировать и обсудить ваши кейсы :)

А ещё больше полезной информации, лайфхаков и подборок — в нашем Telegram-канале.